Как писать сочинение по литературе гроза

Анализ драмы А.Н. Островского "Гроза"

«Гроза» — драма, написанная А.Н.Островским в 1859 г. Пьеса была создана накануне отмены крепостного права.

Действие происходит в небольшом купеческом при­волжском городе Калинове. Жизнь протекает там медлен­но, сонно, скучно.

Главная героиня пьесы, Катерина, резко отличается от других действующих лиц этого сонного царства. «Идеаль­ность» Катерины — не идеальность наивной души. Она уже приобрела горький опыт, принуждая себя жить с нелюби­мым мужем, Тихоном, покоряясь злобной свекрови, Каба­нихе, привыкает к брани Дикого, попрекам, высоким глу­хим заборам, запертым воротам. Но в ней осталась тяга к красоте, к тому, что еще сохранила детские впечатления.

Неожиданное желание полететь, как птица, воспоми­нание о столбе света в церкви, где будто облака ходят и поют ангелы, и воспоминания о юности — все это говорит о романтичности и одаренности Катерины, которая не находит отклика в скучной жизни с Тихоном, где над всеми страх, где всем людям — «гроза».

Гроза в пьесе — понятие многозначное. Это и атмо­сферное явление, и душевный переворот, и страх, страх наказания, греха, людского суда.

Грешная любовь Катерины к Борису, честному, доб­рому, порядочному, но слабовольному человеку, — путь к ее гибели, потому что в самодурных условиях жизни сво­бодное чувство обречено на смерть. Одаренная, цельная, очень впечатлительная Катерина не могла, как Варвара с Кудряшом, жить потаенной, воровской любовью, и поэто­му она кается в своем «грехе». Она не побоялась людского суда, и это говорит о силе духа героини, а не только о слабости его.

Катерину сражает не удар молнии. Она сама бросается в омут,, сама решает свою судьбу, сама ищет освобождения от такой жизни. Для того, чтобы принять это решение,

нужно мужество. Именно поэтому оставшийся «жить. да мучиться» Тихон завидует мертвой жене своей.

Тихон впервые осмелился пойти против воли своей матери, он обвиняет ее в смерти жены. Это очень непроч­ная победа над страхом авторитета, но это уже начало той силы, которая разрушит царство покорности и слепого подчинения и безволия.

Стихийный вызов Катерины, внутренняя самостоя­тельность и независимость героини были расценены рус­ским критиком НА. Добролюбовым как знак глубокого протеста, назревающего в стране, свидетельствующего о близком конце патриархального уклада России.


Героиня пьесы А. Островского «Гроза»

А. Н. Островский — драматург, не только продолжив­ший в своем творчестве традиции Фонвизина, Грибоедова и Гоголя, но и основавший «русский национальный театр Островского».

В своих пьесах Островский раскрывал наиболее острые проблемы современной ему действительности, обнажал человеческие пороки. Одним из самых яр­ких его творений является драма «Гроза9raquo;, которую И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительней9shy;шее, великолепнейшее произведение русского, могу­чего, вполне овладевшего собой таланта».

Действие пьесы происходит в провинции, в одном из городов на берегу Волги, Калинове. Главный кон­фликт произведения основан на любви Катерины и Бориса Григорьевича.

Катерина — жена Тихона Кабанова, молодая кра­сивая женщина. Это натура сильная, свободная. У нее чистая и светлая душа. Раньше жизнь Катерины про­текала по-другому, да и сама она была другой. «Какая я была резвая!» — говорит героиня о себе. До замуже­ства Катерина жила «точно птичка на воле». Ее окру­жали любовь, забота, внимание. Все изменилось, ко­гда молодой женой Катерина вошла в дом Кабановых, где заправляет суровая Кабаниха, а безвольный ее сын, Тихон, во всем ей подчиняется. В мире, который теперь окружает Катерину, она никому не понятна. Даже Варвара, непохожая на остальных и подружив­шаяся с героиней, замечает: «Ты какая-то мудре­ная. ». Характер Катерины сложен для понимания обитателей «темного царства».

Душа Катерины полна поэзии. Вспоминая девиче­ство, она с упоением рассказывает об умывании клю­чевой водой, восхищается красотой цветов, народным пением и рассказами. Героиня наделена страстной, пылкой душой. Очень красноречиво говорит об этом упомянутый ею эпизод из ее детства, когда, обижен­ная, она убежала из дому, села в лодку и оттолкнула ее от берега. «. Я зародилась. горячая!» — утвержда­ет героиня.

Катерина мечтательна. «Лезет мне в голову мечта какая-то»,9mdash; говорит она. Выйдя за Тихона, Катерина оказывается вынужденной жить с человеком, которо­го она не любит и никогда не любила, чуждым и абсо­лютно далеким ей. Ее окружает давящая атмосфера несвободы, унижения человеческой личности, само­дурства. Дикость и темнота видны во всем, что делает ее свекровь, Кабаниха. Мир Катерины, гармония, ца­рившая в ее душе, начинают разрушаться. Положе­ние Катерины в доме Кабановых трагично.

Единственным просветом в ее жизни у Кабановых стала внезапно вспыхнувшая любовь к племяннику Дикого, Борису. Катерина — натура, которая умеет любить страстно, всей душой. Такие, как она, любят только один раз и только всем сердцем. Будучи чело­веком высоко нравственным и религиозным, она ис­пытывает глубокие муки совести от осознания совер­шенного ею греха. Катерина страдает глубоко. «Обма9shy;нывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу»,9mdash; говорит она. Ей легче перенести смерть, чем продол­жать терпеть эту нравственную пытку. Героиня не мо­жет лгать, притворяться. Варварина наука не идет ей впрок. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! . Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — говорит она Борису. Не в силах скрывать свои чувства, Катерина признается во всем мужу и, не выдержав презрения и насмешек, а по большей части мук, терзающих ее изнутри, погибает.

Критик Е. Холодов писал: «Нет, не гроза, не проро­чества сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили Катерину к признанию. Для ее че­стной и цельной натуры невыносимо то ложное поло­жение, в котором она оказалась».

Если бы свекровь и муж простили Катерину, если бы Борис согласился взять ее с собой, едва ли она ста­ла бы счастливее. Положение ее в той среде было тра­гически безысходным.

Драматург показал, что в современном ему общест­ве такие одаренные и чистые натуры, как Катерина, обречены на гибель. Н. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве».