История романа преступление и наказание

История романа преступление и наказание

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

В 1866 году был напечатан роман "Преступление и наказание" - роман о современной России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, эпоху "разложения9quot;, роман о современном герое, вместившем в грудь свою все страдания, боли, раны времени.

Когда Достоевский вернулся в Петербург после каторги и ссылки и приступил в 1861 году к изданию своего первого журнала "Время9quot;, ему казалось, что для России наступила новая эпоха, открылись радужные перспективы: ведь масса веками бесправных людей, "рабов9quot;, русских крестьян, стала свободна. А именно в них видел источник обновления Достоевский, в их нравственном и духовном единении с русской интеллигенцией. Но светлое настроение Достоевского было недолгим. Очень скоро стало ясно, что реформа не принесла желанного перелома. Потерпела крах уверенность в близком коренном обновлении, в неминуемой и недалекой гибели "прошлых времен" (Салтыков-Щедрин). Оптимистические надежды были разбиты, радостные (*142) упования развеяны, "прошлые времена" и не думали и не хотели умирать, напротив, они стали более цепкими, более изворотливыми, приобретя нового союзника - буржуазного хищника-дельца. Наступило время тяжких разочарований, мучительных душевных кризисов.

Достоевский недаром подчеркивал современность своего романа. "Действие современное, в нынешнем году",- писал он в одном из писем в сентябре 1865 года. Путей самого глубокого обновления - социального, духовного, нравственного - искала передовая русская молодежь конца пятидесятых - начала шестидесятых годов. Трагические метания Раскольникова имеют тот же источник. Отсюда начинает движение и его мысль. Однако в судьбе молодых людей вроде Раскольникова годы реакции сыграли роковую роль, толкнули их к особым, бесплодным, трагически несостоятельным формам протеста.

Когда Достоевский писал "Преступление и наказание", жил он в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты. Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли "серединных петербургских улиц и переулков", лежащих вокруг Сенной площади и Екатерининского канала, возник перед ним образ бедного студента Родиона Раскольникова, здесь и поселил его Достоевский, в Столярном переулке, где в большом доходном доме снимал квартиру сам.

Было два Петербурга. Один - город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне своей вечной красотой и стройностью - "полнощных стран краса и диво", как назвал его Пушкин. Но был и другой - "дома без всякой архитектуры", кишащие "цеховым и ремесленным населением". Мещанские, Садовые, Подьяческие улицы, набережные "Канавы9quot; (Екатерининского канала); харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки и лотки мелких торговцев, ночлежки.

Хорошо знал Достоевский Петербург дворцов и парков, "сию великолепную и украшенную многочисленными памятниками столицу" (как сказал на своем оригинальном и выразительном языке герой "Преступления и наказания" Мармеладов), несколько лет прожил он, воспитанник Инженерного училища, в одном из этих дворцов - знаменитом Михайловском замке, рядом с Марсовым полем и Летним садом. Но глух и нем был для Достоевского этот Петербург, как и для его героя Раскольникова, веял великолепием, холодом и враждебностью. И напротив, в каморках и на улицах другого Петербурга открылось Достоевскому такое неисчерпаемое содержание, такая фантастическая бездонность жизни - ситуации, характеры, драмы,- такая трагическая поэзия, каких еще не знала мировая литература.

Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки "под самою кровлей высокого пятиэтажного дома" выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников. Так начинается роман Достоевского. И с этого момента, не давая себе передышки, без мгновения покоя и отдыха - в исступлении, в глубокой задумчивости, в страстной и безграничной ненависти, в бреду - мечется по петербургским улицам, останавливается на мостах; над темными холодными водами канала, поднимается по вонючим лестницам, заходит в грязные распивочные герой Достоевского. И даже во сне, прерывающем это "вечное движение", продолжается лихорадочная жизнь Раскольникова, принимая уже формы и вовсе фантастические.


История создания и замысел по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роман «Преступление и наказание» занимает совершенно особое место среди множества других произведений Достоевского («Бедные люди», «Идиот», «Подросток», «братья Карамазовы», «Бесы» и др.). В этом романе творческий мир автора раскрывается как особая реальность, словно живой духовный организм, здесь буквально все имеет значение, любая мелочь, каждая деталь. Мысль о создании этого произведения появилась у Достоевского, когда он был на каторге. В 1859 году, 9 октября он пишет в письме своему брату, что решил написать книгу-исповедание, в которую вложит все «сердце с кровью».

Достоевский уже тогда знал, что именно «Преступление и наказание» окончательно сможет утвердить его имя. В романе писателю удалось с необыкновенной силой подчеркнуть опасность, которая существует для человека, стремящегося быть особенным. Громадная трагическая мощь произведения, полное разоблачение буржуазной теории «сверхчеловека», правдивое изображение социальных условий жизни городской бедноты, подлинный гуманизм и демократизм писателя, его искреннее сочувствие оскорбленным и униженным – все это позволило роману «Преступление и наказание» занять одно из самых высоких мест среди реалистических произведений XIX века. Однако вопросы, над которыми мучился Родион Раскольников, являются одновременно старыми, как мир, и новыми, как завтрашний день, ведь это вопросы о мире, о смысле жизни, о настоящем счастье. Изначально роман «Преступление и наказание» должен был иметь форму исповеди Раскольникова, но Достоевскому на каторге довелось столкнуться с сильными личностями, повлиявшими на его замыслы.

В 1859 году Достоевский так и не взялся за написание романа, вынашивание замысла длилось еще долгие шесть лет. Достоевским за это время были написаны «Записки из подполья», «Записки из мертвого дома» и «Униженные и оскорбленные». В этих произведениях основными вопросами являются тема бедных людей и тема индивидуалистического бунта, которые затем наиболее полно синтезировались в романе «Преступление и наказание».

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
"
"