Эссе чем пьеса маскарад актуальна

«Маскарад», анализ пьесы Лермонтова, сочинение

«Маскарад» — драматическая пьеса М. Ю. Лермонтова в стихах — произведение, которое поэт создал непосредственно для постановки на сцене, чего при жизни увидеть ему так и не удалось. Пьеса была написана в 1835 году, изначально в трёх действиях, и заканчивалась смертью главной героини. Однако, драматическая цензура во главе с шефом жандармерии Бенкендорфом, пьесу к постановке не допустила. Причиной сему было посягательство поэта на костюмированные балы в доме влиятельных в ту пору Энгельгардтов, расцененное как вызов всему петербургскому великосветскому сообществу. История повторялась ещё дважды, и так же дважды Лермонтов переделывал сюжет. В итоге свет поэма увидела уже после смерти поэта, в 1842 году, в весьма сокращённом варианте, и только через 30 лет была напечатана полностью.

«Маскарад» не зря вызвал такую реакцию у чиновников от цензуры. Лермонтов хорошо знал сущность жизни русской аристократии и тематику театральных безлико-патриотичных постановок. Он создал произведение-вызов, обнажающее все те пороки, которые были присущи великосветскому обществу Петербурга начала 19 века. Назвав пьесу «Маскарад», Лермонтов имел в виду не только момент костюмированного бала в доме у Энгельгардтов. Всё происходящее в жизни общества он считал клубком завуалированных интриг, скрытых преступлений и замаскированных пороков, неприемля такой образ существования. Своё отношение к происходящему в кругах петербургской знати, он вложил в образ главного героя, Евгения Арбенина.

Арбенин, будучи частью этого общества, — один из участников «маскерада» жизни с его лицемерием и эгоизмом, интригами и фальшью, карточными играми и костюмированными балами. Арбенина нельзя назвать положительным героем. Он — карточный шулер, разбогатевший на этом. Но сила его духа и ума позволяют вырваться из порочного круга, чтобы начать новую жизнь.

Все перечувствовал, все понял, все узнал,

Любил я часто, чаще ненавидел,

И более всего страдал!

Сначала все хотел, потом все презирал я,

То сам себя не понимал я,

То мир меня не понимал.

Тем не менее, он реально ощущает невозможность достижения спокойствия и свободы души в мире, где смещены понятия чёрного и белого, и в этом его трагизм. Опыт предыдущей жизни навсегда поселяет в его душе неверие людям и недоверие ко всем, его окружающим, и жизни в целом. Он не любит общество «масок», и оно пытается ответить ему тем же.

Под маской все чины равны,

У маски ни души, ни званья нет, — есть тело.

И если маскою черты утаены,

То маску с чувств снимают смело.

Евгений хочет уйти от реальности, забыв о карточных играх и пристав к тихой семейной гавани. После долгого соприкосновения с обществом порока и разгула, он боготворит свою юную жену, чистую и целомудренную Нину, он «воскрес для жизни и добра». Ныне он живёт только одним — любовью к своей жене.

Ты молода летами и душою,

В огромной книге жизни ты прочла

Один заглавный лист, и пред тобою

Открыто море счастия и зла.

Нина ангельски непосредственна, она по-детски обожает праздники, «и блеск, и шум, и говор балов», и часто проводит время на них допоздна. Неудивительно, что именно бесхитростная Нина становится жертвой интриг и маскарадных сплетений судьбы.

Общество мстит Арбенину в лице окружающих его «масок», выискав его самое больное место и ударив по нему расчётливо и хладнокровно. Лицемерная баронесса Штраль, закрутившая трагическую интригу, пытаясь спасти своё положение в обществе, подставляет под удар Нину. Шприх, сущность которого Арбенин понял сразу

Улыбка злобная, глаза… стеклярус точно,

Взглянуть — не человек, — а с чертом не похож.

мстит за помощь Евгения князю Звездичу. Бывший сокартёжник Казарин, пытаясь вернуть Арбенина в карточные игры, как хорошего партнёра, подливает масла в огонь, после чего Евгений окончательно разочаровывается в Нине:

Прочь, добродетель: я тебя не знаю,

Я был обманут и тобой…

Чёрным демоном вьётся вокруг Арбенина Незнакомец. Когда-то Евгений лишил его всех средств, выиграв по-крупному в карты и не простив долга. Много лет тот вынашивает план мести, который наконец-то претворён в жизнь. Именно он открывает Евгению глаза на то, что Нина невиновна.

Арбенин пытается освободиться от нравственных устоев окружающего его общества, но всё же идёт на поводу у него, поверив в измену Нины. Отравив её, он не просто расплачивается с ней за якобы неверность, он мстит за крушение того единственного светлого в его жизни, что у него оставалось…

Мысли и действия Арбенина и других персонажей говорят о том, что автор своей пьесой не только пытался раскритиковать существующее светское общество, он предостерегал от нарастающего безраздельного царствования зла и самых низменных качеств и поступков.

«Маскарад» — самая зрелая драматическая пьеса Лермонтова, в ней прослеживается отточенное мастерство автора: богатый язык, меткие фразы, фактурные диалоги, глубина образов, конкретность проблематики, что заслуженно ставит пьесу в ряд лучших произведений русской драматургии.


Новости Азербайджана. Актуальное, новости политики, бизнеса, финансов, спорта, науки, культуры. Комментарии экспертов, актуальные интервью. Колонки. Курсы валют, погода, рынки и товары. Россия, Армения, Грузия, Украина, Мир.

“Актуальность наследия М.Лермонтова в XXI веке”

В Бакинском славянском университете состоялся "круглый стол", посвященный великому русскому поэту

30 октября в Бакинском славянском университете прошел “круглый стол” на тему “Актуальность наследия М.Лермонтова в XXI веке”. Мероприятие было организовано представительством Россотрудничества при участии БСУ. В работе “круглого стола” приняли участие преподаватели вуза, исследователи творчества М.Ю.Лермонтова, учителя русского языка и литературы общеобразовательных школ г.Баку, студенты педагогического и филологического факультетов БСУ. О творческом пути выдающегося русского писателя и поэта XIX века рассказала доцент БСУ Фикрия Мурадлы, сделав основной акцент на кавказском периоде творческой деятельности М.Ю.Лермонтова.

Великий русский поэт, прозаик и драматург родился в Москве, в дворянской семье. Детство прошло в Тарханах – имении его бабушки в Пензенской губернии. В 1828 году Лермонтов был определен в Благородный пансион при Московском университете, студентом которого стал в 1830 г. Вскоре, после столкновения с реакционной профессурой, был вынужден покинуть университет и поступить в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834 г., по окончании школы, был назначен в лейб-гвардии гусарский полк.

Одним из первых появившихся в печати его произведений была опубликованная без ведома автора в 1835 году поэма “Хаджи Абрек”. В 1837 году за гневные, обращенные против правящих кругов николаевской России стихи на смерть Пушкина поэт был сослан на Кавказ.

Произведения Лермонтова, написанные после ссылки, а также его независимое поведение вызвали неприязнь и вражду к нему со стороны царского двора и правящей верхушки. Творчество Лермонтова формировалось под огромным влиянием декабристских идей. В нем отразились тот кризис, те мучительные поиски выхода, которые были характерны для передовой, вольнолюбивой части русского общества после 1825 года. За дуэль с сыном французского посланника Барантом Лермонтов был сослан на Кавказ вторично – в Тенгинский пехотный полк. В боевых действиях поэт проявлял незаурядную храбрость, однако царская немилость по-прежнему преследовала его: Николай I вычеркивал имя Лермонтова из наградных списков. Хлопоты друзей и родных о переводе поэта в Петербург потерпели неудачу.

Даже пребывание Лермонтова в отпуске весной 1841 года было прервано: ему приказали в сорок восемь часов покинуть Петербург и отправиться в полк. По дороге в полк Лермонтов остановился на некоторое время в Пятигорске. Здесь у него, не без тайных интриг жандармских чинов, произошла ссора с Мартыновым, закончившаяся 15 июля 1841 г. дуэлью, на которой поэт был убит.

Поэмы “Демон”, “Мцыри”, “Песня про купца Калашникова”, множество лирических стихотворений, роман “Герой нашего времени”, драма в стихах “Маскарад” – эти произведения стали шедеврами русского искусства.

Выступление Ф.Мурадлы чередовалось с чтением стихов русского классика в исполнении актеров студенческого театра-студии “Сфера” при БСУ.

Директор образовательного комплекса “Школа-лицей” при БСУ, профессор Тельман Джафаров отметил, что подавляющее большинство произведений поэта переведено на азербайджанский язык, что говорит о востребованности творчества М.Ю. Лермонтова в республике.

Выступившие учителя русского языка и литературы Лейла Джебраилова, Мехрибан Мустафаева и Любовь Панкина рассказали о методах и приемах изучения литературных произведений М.Ю. Лермонтова в школе, популяризации его творчества посредством просмотра художественных фильмов по мотивам его произведений и использования игровых технологий в учебном процессе.

К сожалению комментарии уже закрыты.

Как я избежал ареста

АРМЯНСКОЕ ЛОББИ В ВАШИНГТОНЕ

Воспоминания о Ганзасаре

СИРИЯ – ЗЛО, ИМЕНУЕМОЕ ДОБРОМ

И до “Википедии” добрались

Иран возражает

“Охота на турецких ведьм”

Программа «Культура и Креативность» принимает заявки

Бесплатные онлайн-курсы для культурных менеджеров

СТО БЕД – ОДИН ТРАМП ОТВЕТ?!

Последнее из рубрики

Пока таковых нет.

Самое обсуждаемое

Все права защищены © 2017 Зеркало.

При полном или частичном использовании материалов

ссылка на www.zerkalo.az обязательна (в интернете — гиперссылка).

Социальная ответственность Подарите жизнь Поможем малышке Айсу! “Мама, я так хочу жить…”