Эссе пьесы гроза

Анализ «Грозы» Островского

Островский писал драму «Гроза» под впечатлением от экспедиции по городам Поволжья. Неудивительно, что в тексте произведения отразились не только нравы, но и быт жителей провинции. Следует обратить внимание на время написания – 1859 год, за год до отмены крепостного права. Тема крепостничества никак не отражена в произведении, однако, при анализе «Грозы» Островского виден острый конфликт, который назрел в обществе к середине XIX века. Речь идёт о противостоянии старого и нового, мира людей новой формации и «тёмного царства».

События пьесы разворачиваются в вымышленном приволжском городе Калинове. Следует отметить, что автор недаром указывает на условность места действия – Островский хотел показать, что такая атмосфера была характерна всем городам России того времени.

Для начала нужно обратить внимание на действующих лиц. Главная героиня произведения – Катерина Кабанова. Добролюбов называет её «лучом света в тёмном царстве». Девушка отличается от остальных персонажей. Она не хочет подчинить всех своей воле, как Кабаниха, не желает учить старым порядкам. Катерина хочет жить честно и свободно. Не хочет унижаться и врать родным, как это делает её муж. Не хочет прятаться и обманывать, как делала Варвара Кабанова. Её желание быть честной перед собой и перед другими приводит к катастрофе. Кажется, что из замкнутого круга, в который Катя попала волей обстоятельств, невозможно выбраться. Но в город приезжает Борис, племянник Дикого. Он так же, как и Катерина, не хочет задохнуться «в этом захолустье», он не принимает царящих в Калинове порядков, он не желает иметь ничего общего с ограниченными жителями провинциального городка. Борис влюбляется в Катерину, и это чувство оказывается взаимным. Благодаря Борису, Катерина понимает, что у неё есть силы для борьбы с самодурами, которые диктуют законы. Она думает о возможном разрыве с мужем, о том, что может уехать вместе с Борисом, несмотря на общественное мнение. Вот только Борис оказывается немного не тем, кем представляется Кате. Ему, безусловно, не нравится лицемерие и ложь, которые помогают жителям Калинова достичь своих целей, но тем не менее Борис поступает точно так же: он пытается наладить отношения с человеком, которого презирает, ради получения наследства. Борис не скрывает этого, открыто говорит о своих намерениях (разговор с Кулигиным).

При анализе драмы Островского «Гроза» нельзя не сказать об основном конфликте драмы, который раскрывается через образ главной героини. Катерина, попавшая в безвыходное положение волею обстоятельств, сопоставлена с другими героями, которые сами выбирают свою судьбу. Например, Варвара меняет замок на калитке в саду, чтобы у неё была возможность встречаться с возлюбленным, а Тихон, жалуясь на контроль матери, продолжает подчиняться её указам.

Вторая сторона конфликта воплощается на уровне идей. Катерина, несомненно, принадлежит к новым людям, которые хотят жить честно. Остальные обитатели Калинова привыкли к ежедневной лжи и осуждению других (например, разговоры Феклуши с Глашей).

Анализируя пьесу «Гроза» Островского нельзя не упомянуть о критической оценке произведения. Несмотря на то, что в то время ещё не существовало понятия «драма для чтения», многие литературные критики и писатели высказали своё мнение по поводу этой пьесы. К критике «Грозы» Островского обращались многие литераторы. Некоторые, например, Апполон Григорьев, наиболее значимым считал народную жизнь, отражённую в произведении. В полемику с ним вступил Фёдор Достоевский, аргументировано заявляя, что в первую очередь важна не национальная составляющая, а внутренний конфликт главной героини. Добролюбов же больше всего ценил отсутствие авторских выводов в финале пьесы. Благодаря этому читатель сам мог «сделать своё заключение». В отличие от Достоевского, Добролюбов видел конфликт драмы не в личности героини, а в противостоянии Катерины миру самодурства и глупости. Критик оценил революционные идеи, заложенные в «грозе»: претензии на правду, соблюдение прав и уважение к человеку.

Писарев откликнулся на эту пьесу Островского лишь спустя 4 года после её написания. В своей статье он вступил в полемику с Добролюбовым, поскольку не принимал взгляды последнего на произведение. Называя Катерину «русской Офелией», критик ставит её в один ряд с Базаровым – героем, который стремился разбить существующий порядок вещей. Писарев видел в характере Катерины то, что могло бы служить катализатором для отмены крепостного права. Однако это было накануне 1861 года. Надежды Писарева на революцию и на то, что народ сможет добиться демократии, не оправдались. Именно сквозь эту призму Писарев позже и рассматривал гибель Катерины – гибель надежд на улучшение социальной обстановки.

Благодаря краткому анализу произведения «Гроза» можно не только понять сюжет и особенности произведения, но и получить некоторую информацию об общественной жизни того времени. «Гроза» стала знаковым произведением не только для самого Островского, но и для истории русской драматургии в целом, открыв новые стороны и способы постановки проблемы.

Ваш результат:

  • Образ Катерины в пьесе «Гроза»
  • Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
  • Последнее свидание Катерины и Бориса
  • Краткое содержание «Бесприданница»
  • Образ народного заступника Гриши Добросклонова
  • Пейзаж и его функции в романе «Обломов»
  • Мотив одиночества в лирике Лермонтова
  • Андрей Штольц как антипод Обломова
  • Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов» (с цитатами)
  • Краткое содержание «Кому на Руси жить хорошо»
Понравилось сочинение? Помоги проекту - жми на кнопку, расскажи друзьям:

Не понравилось? - Напиши в комментариях чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Мила Салбиева 902
  2. 2. Екатерина Красновид 277
  3. 3. Ekaterina Kolesnikova 108
  4. 4. Алеся Сергомазова 77
  5. 5. Галия Курбаниязова 62
  6. 6. Анна Матвеева 59
  7. 7. Иван Зинченко 55
  8. 8. Асхат Гараев 49
  9. 9. Варвара Семакова 48
  10. 10. Александр Антипов 45
  1. 1. Ramzan Ramzan 5,120
  2. 2. Iren Guseva 4,925
  3. 3. Мухаммад Амонов 2,739
  4. 4. Гузель Миннуллина 2,310
  5. 5. admin 2,045
  6. 6. Алёна Кошкаровская 1,886
  7. 7. Елизавета Пякина 1,772
  8. 8. Виктория Нойманн 1,738
  9. 9. Алёна Хубаева 1,718
  10. 10. Bulat Sadykov 1,667

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Михаил Воронин - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.


Анализ драмы А.Н. Островского "Гроза"

«Гроза» — драма, написанная А.Н.Островским в 1859 г. Пьеса была создана накануне отмены крепостного права.

Действие происходит в небольшом купеческом при­волжском городе Калинове. Жизнь протекает там медлен­но, сонно, скучно.

Главная героиня пьесы, Катерина, резко отличается от других действующих лиц этого сонного царства. «Идеаль­ность» Катерины — не идеальность наивной души. Она уже приобрела горький опыт, принуждая себя жить с нелюби­мым мужем, Тихоном, покоряясь злобной свекрови, Каба­нихе, привыкает к брани Дикого, попрекам, высоким глу­хим заборам, запертым воротам. Но в ней осталась тяга к красоте, к тому, что еще сохранила детские впечатления.

Неожиданное желание полететь, как птица, воспоми­нание о столбе света в церкви, где будто облака ходят и поют ангелы, и воспоминания о юности — все это говорит о романтичности и одаренности Катерины, которая не находит отклика в скучной жизни с Тихоном, где над всеми страх, где всем людям — «гроза».

Гроза в пьесе — понятие многозначное. Это и атмо­сферное явление, и душевный переворот, и страх, страх наказания, греха, людского суда.

Грешная любовь Катерины к Борису, честному, доб­рому, порядочному, но слабовольному человеку, — путь к ее гибели, потому что в самодурных условиях жизни сво­бодное чувство обречено на смерть. Одаренная, цельная, очень впечатлительная Катерина не могла, как Варвара с Кудряшом, жить потаенной, воровской любовью, и поэто­му она кается в своем «грехе». Она не побоялась людского суда, и это говорит о силе духа героини, а не только о слабости его.

Катерину сражает не удар молнии. Она сама бросается в омут,, сама решает свою судьбу, сама ищет освобождения от такой жизни. Для того, чтобы принять это решение,

нужно мужество. Именно поэтому оставшийся «жить. да мучиться» Тихон завидует мертвой жене своей.

Тихон впервые осмелился пойти против воли своей матери, он обвиняет ее в смерти жены. Это очень непроч­ная победа над страхом авторитета, но это уже начало той силы, которая разрушит царство покорности и слепого подчинения и безволия.

Стихийный вызов Катерины, внутренняя самостоя­тельность и независимость героини были расценены рус­ским критиком НА. Добролюбовым как знак глубокого протеста, назревающего в стране, свидетельствующего о близком конце патриархального уклада России.