Сочинение ответственность

Тема ответственности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть, содержит огромное количество глубоко философских мыслей.

В этом произведении затрагивается огромное количество тем: тема истинного и ложного творчества, бескорыстной любви, преступлений и неизбежно следующих за ними наказаний… Они переплетаются, вытекают одна из другой. И, конечно же, можно выделить проблему, общую для всего романа. Это проблема ответственности.

С приходом дьявола в Москве начинается целая серия расплат за большие или малые прегрешения. Наказания по силе своей равносильны греху. Воланд дает еще один шанс заблудшему Ивану Бездомному, отправляя того в клинику для душевнобольных, но убивает бессовестного Берлиоза. Ибо для председателя МАССОЛИТа атеизм является не воззрением на жизнь, а разрешением всего, утверждение о том, что Бога нет, достаточно для того, чтобы все было дозволено. Разнообразными по мере и степени наказаниями «одарены» Степа Лиходеев, Варенуха, Римский, Никанор Иванович Босой и многие другие. Каждый должен нести ответственность за свои поступки.

Есть пословица: «Что написано пером – не вырубишь топором». Булгаков перефразировал ее, сказав о том, что рукописи не горят. Тогда какую же ответственность должен держать писатель, мастер слова перед своими читателями?! Своим произведением он так или иначе затрагивает умы современников. Так к чему он их подвигнет? К истине, свету, или каждое сказанное им слово будет лживо?

Мастер, герой романа, олицетворяет собой истинного творца, своеобразного пророка. Он относится к своему роману о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате как к своему любимому детищу, он пишет его с любовью, желая сотворить истинный шедевр. Мастер олицетворяет собой подлинное творчество, его участь – это участь многих творцов, не желающих подчиняться влиянию безумного времени.

И тут же, как яркий антипод истинного творчества, мы видим представителей МАССОЛИТа, гонителей Мастера. Это мирок чванливых, бездарных, склочных, обласканных властью халтурщиков, мирок, враждебный истине и таланту, как тому, что может помешать их сытому паразитическому существованию. Таких бездарностей, бегущих лишь за собственной выгодой, представляют в произведении Берлиоз, критики Латунский, Лаврович, Ариман и другие. Живым олицетворением литературного мира, вконец погрязшего во лжи, является секретарь редакции Лапшенникова. Вот какой увидел ее Мастер: «Я пришел через две недели и был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами».

Недаром под конец произведения здание МАССОЛИТа охватывает «очистительный огонь». Ибо люди, мнящие себя виртуозами слова, должны нести особую ответственность за ту псевдоистину, что они несут народу. Как может человек создать что-то гениальное, несущее миру свет, если он сам не верит ни одному своему слову.

Спасти Иешуа прокуратору мешают страх, трусость, он боится в дальнейшем оказаться на месте философа. И он должен будет нести ответственность за то, что отправил на страшную казнь невинного человека. Пилат будет наказан бессмертием и вечными мучениями за свою трусость.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Тема ответственности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Смотрите также по произведению "Мастер и Маргарита":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.


«Ощущать себя наследником прошлого значит осознавать свою ответственность перед будущим» (Д. Лихачев)

Д.С. Лихачев, один из великих ученых и философов советского времени, считал, что «ощущать себя наследником прошлого значит осознавать свою ответственность перед будущим». А еще кто-то из великих сказал: «Человек, не знающий историю своей страны, не достоин называться гражданином и человеком». Я с этим полностью согласен.

К своему стыду, я относительно недавно осознал, что жизнь на нашей планете имеет миллионный «стаж», что огромное количество (!) людей жило до меня. На земле существовали самые разнообразные цивилизации, мудрейшие и самобытные, разнообразные культуры и мировоззрения. От одного осознания этого захватывает дух. И у меня появляется двоякое ощущение: с одной стороны, я понимаю, что за моими плечами стоят миллиарды людей, у меня есть огромный запас предыдущего человеческого опыта. И от этого у меня появляется ощущение спокойствия и надежности. И еще - уважения к истории планеты, на которой я живу. Можно сказать, что я осознаю себя наследником прошлого.

С другой же стороны, на фоне многомиллионной истории я чувствую себя мелкой песчинкой, каких очень много на земле. Но это заставляет меня с большей силой бороться за свою индивидуальность. Кроме того, я отчетливо осознаю, что необходимо отстаивать права человека, уважение каждой личности в обществе.

Становясь взрослее, я все отчетливее понимаю, что знать историю очень важно. Сейчас уже не подвергается сомнению то, что история развивается по спирали. Следовательно, мы должны делать выводы из исторических уроков, чтобы не повторять страшных ошибок человечества. Я, прежде всего, имею в виду воины, уничтожение человека человеком, безжалостные репрессии, угнетение свободы личности. Мне думается, если человек хорошо знает историю, не только светлые, но и темные ее стороны, он постарается сделать все, чтобы страшные события не повторялись. Значит, в одном лишь этом - огромная польза от знания того, что было раньше.

Я горжусь тем, что родился и живу в России, что это моя родина. У нашей страны богатейшая многовековая история, в которой много загадочного и неизведанного. Когда мне стала приоткрываться завеса родной истории, я еще больше стал любить и уважать свою родину.

Многие периоды в жизни России мне близки и интересны – период зарождения русского государства, правление Ивана Грозного, эпоха Петра, Смутное время, правление Екатерины Великой и Николая II и некоторые другие. Многие из них вызывают у меня немой ужас и громадное уважение – к моим соотечественникам, прежде всего.

Говорят, что время лечит все. Это значит, что оно стирает память, заставляет блекнуть самые яркие воспоминания. Но есть такие события, о которых нельзя забывать во что бы то ни стало. Нельзя забывать во имя будущих поколений, во имя жизни на земле, во имя сохранения в себе человека.

К таким событиям, безусловно, относится Великая Отечественная война. Длившаяся четыре года, она стала для России величайшим подвигом и величайшей трагедией. Миллионы потерянных жизней, сотни миллионов искалеченных судеб, душевных трагедий, сломанных жизней…

Война – это всегда страшно, больно, невыносимо. Смерть, голод, страх, ежедневное насилие над своим человеческим естеством ради выживания – вот что несет с собой война. А еще – потерю смысла жизни, потому что теряешь близких, дорогих, родных, любимых. Однако у каждой войны есть цель. У Великой Отечественной она была святая – защита родной земли, своего народа от уничтожения, полного истребления фашистскими захватчиками.

Русский народ (под русскими я подразумеваю все братские народы, входившие в состав СССР) в эту войну совершил самый настоящий подвиг. Этому подвигу посвящено множество произведений искусства, о нем сказаны миллионы слов. Однако никто и ничто не сможет выразить того, что совершили наши предки на той войне, что им, молодым и не очень, пришлось пережить в те страшные дни.

Война как полотно картины, на ней перемешано множество красок – светлых и темных, трагических и оптимистических. Конечно, в те годы было много боли, предательства, страха, унижения. Об этом не говорили раньше, и лишь в последние годы мы узнаем правду. Но все эта «изнанка» ни на грамм не умаляет подвига русского народа, сумевшего победить такого врага, как Гитлер, сумевшего освободить не только свою родную страну, но и весь мир от этого зверя.

Великий подвиг освобождения складывался из ежедневных и ежечасных подвигов, который совершали конкретные люди. Многие из этих подвигов известны, описаны в учебниках истории, ими восхищаются, слагают о них стихи и снимают фильмы. Но многие, я думаю, даже большинство, еще неизвестны, как неизвестны нам имена многих воинов, похороненных в общих солдатских могилах. Что-то мы узнаем сейчас, что-то предстоит узнать будущим поколениям. Узнать и сохранить, бережно записать в те святые книги, что хранятся у памятников погибшему воину почти в каждом русском городе.

Время понемногу стирает воспоминания о той войне. Но новые факты, обнаруживающиеся сейчас, заставляют с новой силой понять и почувствовать, что пришлось пережить нашему народу и какой по масштабу подвиг он совершил. И это помогает мне гордиться родиной, а также осознавать свою ответственность перед будущим - за то, чтобы такого больше никогда не повторилось.

Одним из таких недавних открытий стал подвиг генерала М.Г. Ефремова. О нем я узнал из документального фильма Алексея Пивоварова «Ржев. Неизвестная битва маршала Жукова», посвященной одной из самых серьезных битв Великой Отечественной – битве подо Ржевом.

В апреле 1942 года, когда подо Ржевом ситуация стала катастрофической - еда и боеприпасы иссякли и надежд на спасение не осталось, командование прислало за генералом самолет, приказав бросить войска и эвакуироваться. Но Ефремов отказался лететь. С остатками армии он попытался пойти на прорыв, был трижды ранен и покончил с собой, чтобы избежать неминуемого плена.

19 апреля 1942 года немцы устроили торжественные похороны Ефремова. Они выстроили лицом к лицу два строя: солдат вермахта и русских военнопленных. Перед погребением немецкий командир призвал своих солдат сражаться за Германию так же, как генерал Ефремов сражался за Россию.

Русским характером невольно восхищаются даже враги (сразу вспоминается эпизод из «Судьбы человека» Шолохова). Услышав о подвиге генерала Ефремова, я с новой силой почувствовал гордость за своих предков. И еще раз осознал, что нельзя, невозможно, противоестественно забыть о том, что совершили эти люди в те далекие и страшные годы:

Детям своим расскажите о них,

Детям детей расскажите о них,

чтобы тоже запомнили!

Мечту пронесите через года

и жизнью наполните.

Но о тех, кто уже не придет никогда, -

Таким образом, интересоваться историей мира, в котором ты живешь, просто необходимо. А историю своей родины нужно не только знать, но и любить. Только тогда ты будешь чувствовать свои корни, уважать своих предков, понимать людей, с которыми ты живешь. И только тогда ты в полной мере осознаешь свою ответственность перед будущим – ответственность за свою жизнь, за жизнь своих близких, за жизнь страны и планеты в целом. Именно так же, как мне думается, считал и Д.С. Лихачев - великий гуманист и миротворец современности.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Разное / О Великой Отечественной Войне / «Ощущать себя наследником прошлого значит осознавать свою ответственность перед будущим» (Д. Лихачев)

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
"
"