Сочененйе на тему образы екаерины

Отличие оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы. » (1747) от оды Г.Р. Державина «Фелица»

Главным жанром русской поэзии 18 века является ода. Хрестоматийными считаются оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы…» (1747) и Г.Р. Державина «Фелица». Оба этих произведения воспевают русских императриц, однако они резко отличаются друг от друга.

Так, Ломоносов в своей оде создает величественный образ императрицы–«небожительницы» («Душа ее зефира тише, И зрак прекраснее рая»), вершительницы судеб целого народа. Елизавета предстает здесь как великая миротворица («Мне полно тех побед, сказала, Для коих крови льется ток»).

Главной заботой этой императрицы является благополучие и процветание собственного народа:

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый запад и восток.

Ломоносов считает, что Елизавете уготована великая миссия – быть продолжательницей реформ своего великого отца. Поэт восславляет царицу как покровительницу отечественной науки и искусства, поборницу просвещения.

Таким образом, в оде Ломоносова мы видим идеализированный образ императрицы, созданный по канонам классицистической оды. Елизавета здесь лишена «живых» качеств, она некий символ государства, но не человек.

Целью своей оды Ломоносов считал не только прославление Елизаветы, но и донесение до царицы программы развития государства, направленной на сотрудничество с другими странами, развитие науки и просвещение.

Ода Державина «Фелица» написана в другом ключе. В ней мы слышим иронические и сатирические ноты, которыми насыщено описание светского общества, придворных императрицы Екатерины Второй.

Основной задачей своего произведения Державин считает разоблачение двора императрицы, выведенного в образе ленивого и сладострастного «мурзы»:

А я, проспавши до полудни,

Курю табак и кофе пью;

Преобращая в праздник будни,

Кружу в химерах мысль мою…

Именно развратных придворных поэт считает той силой, которая тормозит все реформы, не позволяет в полной мере развиваться стране.

Полной противоположностью двору предстает в оде сама Екатерина. Как и Ломоносов, Державин создает идеализированный портрет императрицы (Екатерина – «собрание добродетелей»): «Тебе единой лишь пристойно, Царевна! свет из тьмы творить…».

Но в «Фелице» мы видим не небожительницу, а реального человека, правителя и женщину:

Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом…

Таким образом, ода Ломоносова рисует нам идеализированный образ императрицы, ничего общего не имеющий с реальным образом Елизаветы Петровны. Главная задача произведения Ломоносова – донести до императрицы программу развития страны, направить Елизавету на «нужный путь».

«Фелица» Державина по-иному изображает императрицу Екатерину. Поэт создал образ реальной женщины – царицы и человека. Своей основной задачей Державин видел критику придворных Екатерины, которые являются основной «развращающей» силой страны.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Державин Г.Р. / Фелица / Отличие оды М.В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы. » (1747) от оды Г.Р. Державина «Фелица»

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.


Образ Пугачева и его художественное воплощение в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Отношение Пушкина к существующему в России политическому устройству было неоднозначно. Оно менялось в зависимости от тех или иных событий, происходивших в стране, от политики самого государя. Отношения же с царями у поэта также были сложными. Но большую часть жизни Пушкин был скорее либералом, чем радикалом: его устраивала конституционная монархия, он гордился своей принадлежностью к дворянскому сословию (“Моя родословная”) и считал его опорой государства, гарантом сохранности нравственных устоев и порядка. Обе эти идеи нашли отражение в повести “Капитанская дочка”. Пушкин показывает кровавый беспощадный бунт темной массы рабов, но в самой возможности его он обвиняет власть, неумение трезво оценивать ситуацию, идти навстречу требованиям истории.

Автор, заинтересовавшись историей русских бунтов, их природой, начинает собирать исторические факты и документы, едет в Оренбургскую губернию, изучает исторические документы и свидетельства, встречается со стариками и старухами, хранящими память о “великом государе Петре Федоровиче”. Пожалуй, более всего Пушкина интересовала не фактическая сторона дела, а истоки восстания, психология его участников, в которой решающую роль играла вера в доброго царя, и личность человека, ставшего добрым царем для народа, - Пугачева.

Пугачев воспринимается простым народом как спаситель, поэтому должен обладать сверхъестественными качествами, например, дольше и жарче всех париться в бане. Его образу в повести присуща некая романтизация или, в русском понимании, сказочность.

В появлении Пугачева перед Гриневым также есть сказочный элемент: он возникает, как в русских сказках, из темноты, чтобы вывести героя на верный путь. По-сказочному символичны сравнения Пугачева с орлом и львом.

За романтизацией формы стоит характерная для реалистического метода неоднозначность образа. Объективное изображение личности вождя крестьянского восстания было одной из основных задач Пушкина. Глазами главного героя, Петра Гринева, мы видим то жестокого, своевольного человека, подверженного резким колебаниям настроения и жестоко расправляющегося со своими противниками, то политика, окружившего себя людьми, которые “при первой неудаче свою шею выкупят (его) головою”. Затем он предстает как умный человек, помнящий добро и способный оценить проявленную к нему доброту. Ему не чужды такие понятия, как честь и верность присяге.

Пушкин использует многообразные художественные средства для создания образа Пугачева, к числу которых относится речевая характеристика. Когда Пугачев говорит простым, народным языком, к которому он привык, его речь звучит плавно и красиво. Поговорки и присказки придают ей музыкальность. Но как только Пугачев напускает на себя царскую, с его точки зрения, важность (“Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать”), он начинает выглядеть смешно (Гринев сам называет сцену казни “ужасною комедией”). При описании поведения Пугачева прослеживается детскость, наивность, желание подражать другому миру, против которого он восстал (вспомним, как выглядел “дворец” Пугачева).

Большое внимание Пушкин уделяет описанию внешности Пугачева. Особенно его привлекают две детали: борода и глаза. Борода - черная, с проседью. Глаза выдают в нем человека сильного, не лишенного наблюдательности. Автор характеризует их как “живые”, “сверкающие”, “ястребиные”, “огненные”.

Образ Пугачева связывает воедино все сюжетные линии, превращая семейные записки в историческую повесть. (Название “Капитанская дочка” кажется в этом смысле несколько странным.)

Наиболее сложные и неоднозначные отношения складываются у Пугачева с Гриневым. За оказанную услугу, человеческое отношение в минуту нужды Пугачев неоднократно благодарит Гринева. Так понятия долга и дворянской чести или казацкой удали приобретают совсем другое значение — долга человека перед человеком.

Сравнение образа Пугачева, царя народного, крестьянского, и Екатерины II, императрицы дворянской, строится также на основе понятия чести. “Государыня императрица” и “великий государь Петр Федорович” совершают похожие, на первый взгляд, поступки — милуют Гринева. Но если императрица выполняет свой непосредственный долг, выручая дворянина из неприятностей,,то Пугачев “в припадке великодушия” действует в соответствии с кодексом чести, который был создан им самим, а не обществом. Эта антитеза подчеркивается художественными приемами, используемыми для создания образов “государей”. Какова милость Екатерины, таков и ее портрет: “Лицо ее, полное и румяное, выражающее важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”. Воспитанный в традициях беззаветного служения престолу, Гринев, даже сам не видевший Екатерины, не мог представить ее иначе, чем как полубожественное существо. В изображении же Пугачева повествователь свободен от стереотипов, поэтому его портрет получается живым, реальным: “Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское”.

Отношение Пушкина к Пугачеву как к историческому деятелю сомнений не вызывает, оно заключается в словах, вложенных в уста Гринева: “Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”. Однако не вызывает сомнения у писателя незаурядность и сила личности народного вождя, его талант полководца и смелость.

В образе Пугачева автору удалось реалистически показать все достоинства и недостатки русского народа: его смелость, удаль, широту натуры, способность совершать необдуманные поступки и в то же время жестокость.

Образу Пугачева в произведении присуща некая романтизация, что объясняется вниманием автора к внутреннему миру героя, особенности которого раскрываются с помощью реалистического метода, характерного для произведения в целом.

14960 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу":

Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка / Образ Пугачева и его художественное воплощение в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Смотрите также по произведению "Капитанская дочка":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
"
"