Смысл названия пьесы гроза

Смысл названия пьесы &;Гроза' А.Н. Островского

Немаловажную роль в раскрытии идейного содержания пьес Островского играют их названия. «. Мы не подберем названия - что это значит? Это значит, что идея пьесы неясна, что сюжет не освещен, как следует, что в нем трудно разобраться, что самое существование пьесы не оправдано: зачем она написана, что нового хочет сказать автор?», - писал Островский.

Несомненно, и название «Гроза9raquo; также указывает нам на идейный замысел драматурга. Сложность этого вопроса заключается в том, что слово «Гроза9raquo; неоднократно упоминается в тексте пьесы и в прямом и переносном значении. А именно: в первом действии раздаются удары грома, в связи с этим происходит разговор между Катериной и Варварой, характеризующий и ту и другую. В четвертом действии разыгравшаяся гроза является одним из основных толчков, заставивших Катерину покаяться. В этом же действии в разговоре Кулигина и Дикого появляются две противоположных точки зрения на грозу, выражающих два различных мировоззрения. Если Кулигин на вопрос Дикого: «Да гроза-то что такое, по-твоему?». отвечает: «электричество9raquo;, то Дикой дает совершенно иное объяснение: «Какое еще там елестричество. Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали. »

В явлении этого действия Кулигин, обращаясь к испугавшимся грозы калиновцам, говорит: «Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надо да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря!» А вы ужасаетесь, да придумываете, к войне это или к мору. » и т.д.

Так, внося различные смысловые оттенки в понятие грозы, автор сосредотачивает на ней внимание зрителя, как бы заставляя его задуматься над тем, почему драма названа «Гроза9raquo;. Всей логикой развития действия пьесы и поражением Кабанихи и самоубийством Катерины, потрясшим «законность9raquo; темного царства, Островский подводит зрителя к выводу о неизбежности и близости сокрушительной грозы над миром Диких и Кабаних.


Смысл названия драмы «Гроза» Островского

Творчество А. Островского — русского Мольера и русского Шекспира, как его иногда называют, сегодня, в эпоху становления специфической формы «дикого капитализма», требует новых подходов и более внимательного прочтения, ибо вновь поднимает проблемы, которые волновали общество как в середине XIX, так и в конце XX — начале XXI века.

Драма Островского «Гроза» — одно из лучших его произведений — и сегодня является одной из самых популярных пьес, ставящихся на десятках театральных сцен разных городов. С чем же связан не угасающий до наших дней интерес к пьесе и в чем смысл ее названия? Пьеса была создана в 1860 году. В это время особенное внимание русских писателей 50—60-х годов привлекали три темы: крепостное право, появление на арене общественной жизни новой силы — разночинной интеллигенции и положение женщины в стране. Рядом с ними была еще одна, которая требовала обязательного освещения. Это — тирания самодурства и денег в купеческом быту, тирания, от которой страдали все члены купеческих семей, особенно женщины. Задачу обличения экономической и духовной тирании «темного царства» и поставил перед собой Островский в драме «Гроза».

В ней под влиянием новой общественной ситуации он ставит тему обличения шире и глубже. Он не просто обличает теперь «темное царство», как в других пьесах («Свои люди — сочтемся» и др.)» но и показывает, как в глубине его возникает протест против вековых традиций и как старый уклад начинает рушиться под напором меняющейся жизни. Протест против отживших устоев находит выражение в пьесе прежде и сильнее всего в самоубийстве Катерины. «Лучше не жить, чем жить так!» — вот что означало ее самоубийство. Приговора общественному быту, выраженного в такой трагической форме, русская литература до появления «Грозы» еще не знала. В русской литературе «Гроза» издавна была олицетворением борьбы за свободу. Еще в 20-е годы Пушкин писал: «Где ты, гроза — символ свободы?»

Образ грозы появляется и в стихах революционеров-шестидесятников. Обращаясь к молодому поколению, Некрасов пишет в 1858 году: «…Над неправдою лукавою Грянешь божьею грозой…» У Островского гроза — это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. Недаром кульминационный момент пьесы — сцена покаяния Катерины — происходит во время грозы. Гроза — это и колоссальный выброс до этого набираемой энергии, и процесс очищения, после которого исчезают тучи и становится легче дышать. Реакционная критика обвиняла драматурга в безнравственности, в нарушении законов театрального искусства. А зрители были в восторге. Впервые со сцены зазвучала пусть горькая, но неприкрытая правда.

В своей статье «Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбов дал блестящий анализ идейного содержания и художественных особенностей драмы «Гроза». Критик вложил в эту статью скрытый политический смысл. Под «темным царством» он имел в виду мрачный феодально-крепостнический строй России, а самоубийство Катерины рассматривал как вызов деспотическому укладу жизни, как протест личности против любого гнета, начиная с семейного.

В «Грозе», по мнению Добролюбова, есть что-то освежающее и ободряющее. «Русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе» на решительное дело», — заявлял Добролюбов. А «решительное дело» на эзоповском языке 60-х годов значило революционное дело.

В этих словах — ключ к пониманию идейного смысла «Грозы». Самодуры с тревогой ощущают, что расшатывается их мир. Они испытывают страх перед непонятными для них явлениями, надвигающимися как очистительная гроза. Пробуждение в личности чувства собственного человеческого достоинства — вот чего остановить уже нельзя.