Анализ стихотворения бородино

Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино»

Патриотическая идея стихотворения «Бородино» понятна, строй мыслей и чувств солдата-рассказчика легко воспринимается. Но восприятие текста затруднено значительным количеством незнакомых нам слов и подробностями исторического характера. Необходимо объяснить незнакомые слова до первого чтения стихотворения. Нельзя ограничиться указанием на имеющееся в хрестоматии объяснение ряда слов. Задача анализа - возобновить в памяти некоторые сведения о войне 1812 года, напомнить о Бородинской битве, о ее значении для русской армии, о ее участниках, о ходе и результате сражения. О Бородинской битве писали многие поэты, но стихотворение Лермонтова занимает особое место; оно было признано народом и приобрело небывалую популярность - «Бородино» стало любимой солдатской песней.

При чтении стихотворения надо передать простоту и непосредственность интонации рассказчика, его воодушевление, когда он вспоминает о дне битвы, его уверенность в силе русского оружия и гордость боевыми товарищами-богатырями.

Привожу возможный вариант плана сочинения.

  • Рассказ солдата о богатырях - героях Бородина.
  • Настроение отступавших солдат и их готовность к бою.
  • Ночь перед боем.
  • Утро, день и вечер Бородинской битвы.
  • Вера рассказчика в силу и непобедимость русского войска.

Пример сочинения. До Лермонтова поэты восхваляли как главных героев Бородинской битвы царя и полководцев. Так, например, поэт Быков писал в стихотворении, тоже называющемся «Бородино»:

  • Я зрел поля Бородина -
  • Сей памятник российской славы!
  • Благоговейте, времена,
  • Цари, народы и державы.
  • На сих полях кровавый бой
  • Решил судьбу полувселенной,
  • На них пал галлов грозный строй
  • Перед тобой, благословенный!

У Лермонтова же истинными героями исторической битвы показаны солдаты-богатыри, народ. Познакомившись с поэтическим мастерством Лермонтова, встретившись с его основными поэтическими образами, ученик полюбит поэта, даже если пока и не поймет всей глубины его творений. Впоследствии он обязательно вернется к нему снова.

Редко удается попытка текстуально анализировать программные стихотворения в ходе рассказа о жизни поэта: лишь одно из них - «Смерть поэта» - органически может быть включено в рассказ; три же других («Поэт», «Дума» и «Родина») следует вынести на специальные уроки. На этих уроках можно ограничиться подробным анализом стихотворений, предпослав каждому из них небольшое вступительное слово и указав место его в творчестве Лермонтова. Но возможен и несколько иной вариант: так как для поэзии Лермонтова характерна своеобразная цикличность, сосредоточенность на определенных мотивах, интерес к одним и тем же вопросам, вполне возможно выделить темы и несколько расширить материал уроков. Таких тем намечается три: тема поэта и поэзии («Поэт», «Смерть поэта»), тема обличения дворянского общества и современного поколения («Дума», «Смерть поэта») и тема родины («Родина»).


«Бородино», анализ стихотворения Лермонтова

1837 год – юбилей, 25 лет победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Событие это отмечалось в России на государственном уровне. В церквях прошли молебны в память о погибших, а в августе состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве в честь победы над французами.

Михаил Юрьевич Лермонтов откликнулся на знаменательную дату стихотворением «Бородино».

До Лермонтова многие поэты обращались к теме Отечественной войны. И сам Лермонтов в юном возрасте сочинил стихотворение «Поле Бородина». При всем разнообразии жанров эти произведений объединяет общий настрой. Будь то басня, солдатская или партизанская песня, ода или философское размышление, все они воплощали значимую тему, прославляя героев.

Сравнение содержания их со стихотворением «Бородино» вызывает ассоциации с произведениями на тему Отечественной войны 1941-1945 годов. После книг, фильмов, стихов на военную тему появляются записи простых солдат, участников трагических событий, которые производят порой оглушающее впечатление.

Лермонтов впервые в литературе прибегает к нетипичной для того времени манере изложения. Повествование ведется от имени старого солдата, простого человека – участника бородинского сражения. Смысловой акцент делается не на героических победах, а скорее на сожалении: «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!».

Ираклий Луарсабович Андроников в критической статье «Образ Лермонтова» пишет: «Он был одарен удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепиано, сочинял музыку на собственные стихи».

Может быть, потому и структура «Бородино» напоминает трехчастную музыкальную форму. Первая строфа – вступление, вопрос молодого собеседника участнику сражения. Вторая строфа – первая часть, выражающая главную мысль произведения.

3 – 13 строфы – развернутая вторая часть, включающая основное содержание, описание битвы.

Последняя, четырнадцатая строфа – динамическая реприза, почти точно повторяющая первую.

Строфа стихотворения имеет сложное семистрочное строение: первые две и четвертая – шестая строки с построчной рифмой. Третья строка рифмуется с седьмой. В целом в каждой строфе повторяется сплетенная рифма по схеме AABCCCB. И здесь можно усмотреть связь с музыкальным семидольным размером, характерным для русских народных песен.

Музыкальность, пронизывающая стихотворение, вдохновила неизвестного автора на создание марша на стихи Лермонтова. Народная песня «Бородино» вошла в репертуар военных ансамблей.

Стихотворный размер произведения, разносложный ямб, вместе с другими конструктивными особенностями сочинения вызывает ощущение свободной разговорной речи ветерана.

Стилистически стихотворение неоднородно:

  • Просторечные высказывания: «Ушки на макушке», «Полковник наш рожден был хватом», «Что толку в этакой безделке?» сочетаются с возвышенными, патетическими оборотами: «И молвил он, сверкнув очами», «Носились знамена, как тени», «…сражен булатом».
  • Образные выражения («Не смеют, что ли, командиры /Чужие изорвать мундиры /О русские штыки?») сменяются гиперболой («И ядрам пролетать мешала /Гора кровавых тел. »).
  • Приглушенные эпитеты стиха приближают повествование к народному говору: «…шумно… зашевелилось…», «…кивер… избитый…», «…конскими хвостами…».

Некоторые строчки стали крылатыми выражениями. И наши современники нередко вздыхают: «Да, были люди в наше время». Словосочетание «Ломить стеною» сохранилось в измененном виде («стенка») того же смысла.

Лермонтовское «Ребята! не Москва ль за нами?» приобрело особенно актуальное значение во время битвы под Москвой в Великую Отечественную войну.

Таджикский поэт Мухитдин Фархат вспоминал: «Мы молчали под впечатлением этих чудесных строк… будто писал великий поэт об одном из наших вчерашних боев, будто нас троих, сидевших с томиком его стихов, звал он не посрамить боевую славу предков наших».

Стихотворение «Бородино» – важная веха в творчестве поэта. Впервые он опубликовал свое сочинение по собственной воле. Журнал «Современник», редактором которого был Александр Сергеевич Пушкин, принял к публикации произведение молодого автора, и его труд не остался незамеченным критикой того времени. Наиболее известны слова Белинского в статье «Стихотворения М. Лермонтова»: «. в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».

Внимание, только СЕГОДНЯ!