Анализ стиха незнакомка блок

«Незнакомка», анализ стихотворения

Анализ стихотворения А.А. Блока «Незнакомка»

Условно стихотворение можно разделить на две части. В первой части автор описывает дачный поселок со всеми его навевающими тоску и безнадежность видами. Во второй – размышления лирического героя и образ Прекрасной Незнакомки.

Охарактеризовать атмосферу дачного поселка можно как бездуховную, обыденную, тоскливую. Несмотря на то что его жители вроде бы и развлекаются, но в то же время их развлечения не вызывают никаких положительных эмоций и интереса ни у автора, ни у лирического героя стихотворения. Автор подчеркивает:

А в небе, ко всему приученный

Бессмысленно кривится диск

что такое положение вещей наскучило даже вездесущему солнцу.

Лирический герой испытывает явное отвращение ко всему, что происходит вокруг. Он пытается залить свою тоску и одиночество. Он утратил веру в красоту, в духовность, в добро. Окружающий его пейзаж невыносимо давит на нежную натуру. Герой страдает от одиночества, но при этом не желает его скрашивать в толпе пьянчуг.

И вот находясь в таком упадочном состоянии духа, лирический герой видит её – Прекрасную Незнакомку, окутанную туманом таинственности, но он и не пытается развеять эту тайну. Во всей этой тоскливой повседневности она становится символом красоты, романтики, высоких чувств. Меняется душа героя, меняется стих. На смену резким рифмам приходит мелодичность. Невозможно сказать кем на самом деле является Незнакомка, возможно, это просто женщина, но из-за огромного контраста с общим пейзажем, она становится идеалом женственности и красоты, символом того чего так не хватает миру и герою – любви, духовности, красоты, романтики.

Испытывая все эти глубокие чувства, лирический герой понимает, что для него не все потеряно, что еще есть шанс вырваться из этой рутины, что только он может ее разрушить для себя. В этом его путь и его миссия.

Кроме анализа превосходного стихотворения «Незнакомка», рекомендуется ознакомиться с другими сочинениями:


Анализ стихотворения А. А. Блока «Незнакомка»

«Незнакомка» — одно из самых известных стихо­творений Блока. Оно знаменует переходный этап в творчестве поэта. Став более зрелым, он уже не может поклоняться неземным символам, воспевая красоту и гармонию, далекую от реальности, но не может и пол­ностью отречься от своих возвышенных идеалов. По­эта мучает сознание того, что его представления об идеале — Мировой Душе, духовной сущности мира не могут служить достойным противопоставлением ок­ружающему «страшному миру», мещанству, пошло­сти. Эти противоречия отразились в стихотворении «Незнакомка».

В нем можно выделить две части: в первой дано реа­листическое, хотя и ироничное воспроизведение дач­ного пригорода, с «пылью переулочной», с «окриками пьяными», где даже весенний дух, традиционно сим­волизирующий любовь и обновление, кажется лири­ческому герою «тлетворным». Читая стихотворение, обращаешь внимание на детали, подчеркивающие приземленность этого мира: дамы гуляют не с влюб­ленными, ас «испытанными остряками». Гуляют «за шлагбаумами», «среди канав», «над озером» вместо плеска волн и девичьего смеха раздается скрип и «женский визг», и даже вечный символ поэтов — луна, таинственная и непостижимая, здесь предстает «ко всему приученным», бессмысленно кривящимся диском. Но не только отвращение звучит в первой час­ти «Незнакомки», некоторую трагичность происхо­дящему придает такая деталь, как «детский плач», да и все опошленные образы природы подчеркивают тра­гизм жизни лирического героя в «страшном мире» буржуазного общества.

Трагично одиночество героя, поэта, усмиряющего свой внутренний бунт «влагой терпкой и таинствен­ной». Сознание его раздваивается, не в силах совмес­тить ощущение бессмысленности, бесполезности су­ществования и жажду разрушения неприемлемого для него мира. Спастись он может лишь в своей мечте, которая предстает перед ним в облике прекрасной Не­знакомки. И мы вместе с героем не можем понять, ре­альна ли эта женщина, или создана воображением по­эта. Ее загадочный образ видится поэту сквозь туман­ную дымку, что делает его еще более нереальным, таинственным. Туманы, древние поверья, «очи си­ние, бездонные» создают ощущение космичности об­раза, противопоставляет его «сонным лакеям», «пья­ницам с глазами кроликов», женскому визгу и обыва­тельской скуке. Отчужденность героини от внешнего мира — «всегда без спутников, одна» возвышает ее над неприятной поэту обыденностью.

И странной близостью закованный,

Смотрю за.темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Вуаль, скрывающая лицо Незнакомки, позволяет поэту самому придумать внешний облик своей мечты, сделать ее досягаемой, черпать в ней силы и вдохнове­ние. Но трагедия поэта еще и в том, что он далек от своего идеала: «мне чье-то солнце вручено». Он не считает это солнце своим, ему лишь кто-то свыше по­ручил эти «глухие тайны», и, несмотря на близость Незнакомки, «очи синие, бездонные цветут на даль­нем берегу». Мечта не может найти реального вопло­щения и остается лишь в тайниках души, под замком. А мир, тот самый «страшный мир», провозглашает лишь одну истину: «In vino Veritas!».

Внимание, только СЕГОДНЯ!
"
"