Образ катерины и трагедия совести в драме островского гроза сочинен

Трагедия любви в провинциальном мире (но драме А. Н. Островского «Гроза»)

Главная героини драмы А. Н. Островского «Гроза» - Катерина Кабанова - представляет собой «истинно русский образ женщины», по выражению Аполлона Григорьева. Она глубоко религиозна, способна к самоотверженной любви, не приемлет компромисса со своей совестью. Народные начала проявляются и в языке героини, и в лиризме ее чувства.

Катерина выросла в патриархальной обстановке, в купеческой среде, сохранившей черты традиционного жизненного уклада. Дом ее родителей был «полон. странниц и богомолок», семья отличалась набожностью. Свойственные Катерине поэтичность и мечтательность придают се религиозным переживаниям особую глубину, наполняют их волшебным свечением.

Выйдя замуж, Катерина искренне старается любить мужа, почитать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты. »). Но после родительской семьи, где царила атмосфера любви и взаимного доверия, у Кабановых она по ее собственному признанию, «завяла совсем». В доме мужа отношения строятся на мнимом благочестии, формальных запретах, а, но существу - на лжи.

Катерина не способна к лицемерию и лжи, поэтому ей трудно ужиться с Кабановой, завоевать ее любовь. Та стремится внушить невестке уважение к старым, давно отжившим, домостроевским порядкам, видя в них основу домашнего благополучия и крепость семейных уз: рабское почитание мужа и свекрови, исполнительность и покорность. Катерине неприятно «напраслину-то терпеть», когда Марфа Игнатьевна обвиняет ее в дурном влиянии на мужа («Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж я не знаю», - говорит она сыну в присутствии невестки).

Но тяжелее всего для Катерины утрата ею в доме мужа личной свободы. Храня воспоминания о родительском доме, в котором она жила, «точно птичка на воле», молодая женщина тяготится деспотической, удушливой атмосферой в доме мужа, где «все как будто из-под неволи». Стремление героини к свободе совпадает с ее романтическими грезами о подлинной любви. Катерина не может заставить себя любить мужа, тем более что и прозаический, недалекий Тихон, превратившийся под влиянием матери в «простодушное и. пошловатое существо», в деградировавшую личность, видит свою единственную отраду не в жене, а в выпивке или, когда представляется возможность, в купеческих кутежах вдали от маменькиного надзора.

Борис - сын «благородной» матери, он большую часть своей жизни прожил в Москве, - не случайно в Калинове на него «как-то дико смотрят». Не похожий на других обитателей провинциального захолустья манерами, внешностью, европейской одеждой, Борис становится для Катерины Кабановой средоточием ее новых чувств, помыслов, желаний.

3839 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу":

В чем причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Трагедия любви в провинциальном мире (но драме А. Н. Островского «Гроза»)

Смотрите также по произведению "Гроза":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.


Образ катерины и трагедия совести в драме островского гроза сочинен

Что не любить оно не может"

"Гроза"- наиболее сильное и решительное произведение А. Н. Островского, в котором ярко описаны картины мрачной действительности России дореформенного периода. Центральный конфликт драмы - столкновение героини, отстаивающей свои человеческие права, с миром " тёмного царства", с царством лжи, лицемерия, ханжества, невежества, власти денег, в котором правят "хозяева", сильные и властные люди. Именно им противопоставлена светлая и чистая душа главной героини Катерины Кабановой.

С самых первых сцен она привлекает к себе особое внимание. Катерина отличается от всех представителей "тёмного царства" глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, поэтичностью натуры. В её образе автор запечатлел всю красоту народной души. Свои думы и чувства Катерина выражает простым народным языком, не употребляя обычных в купеческой среде искажённых слов и выражений. Речь героини музыкальна , напевна, напоминает народные песни. В ней много ласкательных и уменьшительных слов: солнышко, водица, дождичек, травка. А какое чистосердечие звучит в рассказе о её вольной жизни в родном доме, среди цветов, икон, молитв. "Я жила ,ни об чём не тужила, точно птичка на воле". Образ птицы помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица-символ воли. И Катерина ,как "вольная птица" ,верна чувству свободы, лишь в ней она видит содержание и смысл жизни. "Отчего люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. "Но эта вольная птица попала в железную клетку. И она бьётся, тоскует в неволе.

Со своей мечтательной и романтической душой Катерина чужая в доме Кабановых. С таким характером она не может жить там, где всё держится на лжи, лицемерии, тирании. Не может жить в доме, где жизненная философия хозяйки - пугать, унижать и держать всех в страхе. Ей тяжело терпеть унизительные упрёки свекрови. Но цельная ,сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. "А уж коли очень мне здесь опостынет, -говорит она, - так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" Среди жертв "тёмного царства" она выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу," -отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживёшь. Самодурная сила "тёмного царства" не согнула Катерину, не отравила её сознания, не заставила лицемерить и лгать. Она живёт с мечтой о настоящей, человеческой жизни.

Её попытка вырваться из "опостылевшего" мира сливается с проснувшимся чувством любви. И в этот момент происходит столкновение любви и долга. Ведь Катерина не может любить так, как робкие жертвы "тёмного царства". Она хочет открытости, свободы, "честного" счастья. Борис говорит ей: "Никто и не узнает про нашу любовь. " А Катерина отвечает: "Пусть все знают ,пусть все видят, что я делаю!" Она изменяет своему мужу Тихону, но при этом воспринимает своё светлое чувство любви как смертный грех. И здесь перед нами открывается трагедия женской души, её муки и страдания. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и с самой собою. Она не может выбрать между долгом и любовью. Героиня находится в мучительном разладе со своей совестью. Она мечется, тоскует, пытается подавить в себе радость любви, озарившей её жизнь, пытается запретить себе любить и быть счастливой. Но эта борьба с собой, со своими чувствами оказывается героине не по силам. Законы окружающего мира, его уклад и порядок давят на неё. И Катерина жаждет очистить свою совесть покаянием. Она не может больше терпеть. И когда видит на стене галереи в церкви картину "Страшного суда" ,то не выдерживает, падает на колени и принародно кается в грехе. Но это не приносит облегчения. Трагизм заключается в том ,что героиня нигде не находит поддержки. Даже у любимого человека. "Возьми меня с собой отсюда!" -молит она Бориса. Но слаб и забит её друг. "Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду. " -таков его ответ. Борис -не герой, он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину. Невозможность найти поддержку и опору в любимом человеке, травля со стороны деспотичной свекрови, столкновение любви и долга -всё это приводит к трагическому концу, ломает судьбу Катерины, толкает её к обрыву.

Она уже не представляет своей жизни без любви и счастья, поэтому жить в доме Кабановой, для которой эти понятия чужды, Катерина не может. И единственный возможный выход для себя героиня находит в самоубийстве. Мысль о будущем только пугает её, а могила кажется спасением от душевных мук. Катерина уходит из жизни. Но в этом проявляется скорее её сила, чем слабость. Потому что она не захотела пользоваться жалким прозябанием, которое ей предлагали в обмен за её живую душу, не захотела жить в обществе, где нет истинной любви, доброты, религии, а есть лишь семья-клетка.

Смерть героини не была бесполезной. Нравственная победа Катерины над "тёмным царством" несомненна. Она озарила царящий в душах и сердцах людей мрак, открыла им глаза, побудила к действию. Её смерть-это страшный вызов самодурной силе, это приговор всему "тёмному царству". Жизнь героини была коротка, но она, как "луч света", полыхнула во мраке и оставила зарево над царством тьмы и безумия.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
"
"